Содержание
Британские авиакомпании, Qantas и Finnair являются одними из тех, которые сокращают количество рейсов в Китай.
Крупнейшие мировые авиакомпании сокращают объем предоставляемых услуг, а в некоторых случаях и вовсе отказываются от полетов в Китай, поскольку удлинение маршрутов в Азию после закрытия воздушного пространства России привело к росту эксплуатационных расходов, в то время как спрос остается низким.
Например, Virgin Atlantic и Scandinavian Airlines полностью отказываются от полетов в Китай, сообщается на веб-сайтах компаний. Virgin Atlantic прекратила все полеты в Гонконг и закрыла там офис в 2022 году, положив конец 30—летнему присутствию авиакомпании в азиатском финансовом центре.
В отчете сайта туристических новостей Skift говорится, что за последние четыре месяца семь крупных авиакомпаний покинули страну.
Джон Грант, главный аналитик компании OAG, занимающейся авиационной разведкой, сказал, что ситуация «будет становиться все более заметной, прежде чем она улучшится».
British Airlines неуклонно сокращает количество самолетов, на которых она летает в Китай, сказал Грант. По его словам, маршруты, по которым летали гигантские самолеты Boeing 747, были заменены на B777 и, в конечном итоге, на еще более компактные B787. Это еще один способ сократить пропускную способность, но он «сохраняет точку» на карте маршрутов авиакомпании.
Откровенно говоря, это несложно.Джон Грантчиф, аналитик OAG
Рост издержек
После вторжения России в Украину ЕС и Великобритания, наряду с другими западными странами, ввели полный запрет на полеты российских самолетов. Россия ответила тем же, закрыв свое воздушное пространство, что вынудило многих европейских перевозчиков использовать более длинные маршруты, чтобы добраться до Азии.
Для более длительных перелетов требуется больше топлива, что удорожает перелеты. Однако на китайские авиакомпании не распространяются запреты на воздушное пространство России, поэтому они могут летать по тем же маршрутам в Европу быстрее и дешевле, чем их европейские коллеги.
Через три дня после вторжения России в Украину Finnair объявила, что рейсы в крупные азиатские города — Токио, Шанхай, Сеул, Бангкок, Дели и Сингапур — будут выполняться дольше. Этой зимой авиакомпания сокращает рейсы в Китай, но добавляет рейсы в Таиланд.
Кроме того, «авиакомпаниям приходится работать с экипажами из четырех человек из-за увеличения продолжительности рабочего дня, в то время как в некоторых случаях они могли бы использовать экипаж из двух или трех человек», — сказал Грант. «Когда летный состав не укомплектован, а количество часов ограничено, это приводит к расходам».
Грант сказал, что европейские перевозчики нашли лучшее применение самолетам, которые были направлены в Китай.
Например, когда British Airlines отказалась от своего маршрута в Пекин, она перенаправила самолеты в Кейптаун, сказал он. По его словам, «коэффициент загрузки» — степень заполнения самолета — вырос с 55% на маршруте в Пекин до 90% на рейсах в Кейптаун.
Снижение спроса
По мере того как крупные авиаперевозчики уходят из Китая, некоторые из них наращивают пропускную способность в других частях Азии, демонстрируя, что проблема воздушного пространства России сама по себе не является препятствием для заключения сделок.
Спрос в Китае и за его пределами — еще одна серьезная проблема, сказал Грант. Экономические проблемы страны препятствуют выездным поездкам, в то время как слабый международный интерес к посещению Китая сдерживает приток туристов.
По данным китайского правительства, в 2019 году, предшествовавшем пандемии, Китай принял около 49,1 миллиона путешественников, в то время как по состоянию на июль этого года в Китай прибыло около 17,25 миллиона иностранцев.
Подробнее
История о двух восстановлениях в сфере туризма: Япония стремительно растет, в то время как Китай изо всех сил пытается привлечь путешественников обратно
Qantas сослалась на «низкий спрос», когда объявила об отмене рейсов из Сиднея в Шанхай в мае. Австралийский авиаперевозчик под государственным флагом по-прежнему выполняет рейсы из Сиднея, Мельбурна, Брисбена и Перта в Гонконг.
Американские авиакомпании не так сильно пострадали из-за проблемы с воздушным пространством России, но они тоже отступают, сказал Грант.
«Действительно, американские авиаперевозчики принимают трудные, но очень выгодные с коммерческой точки зрения решения отказаться от обслуживания в Китае и перевести самолеты в другие страны», — сказал он. «Честно говоря, это несложно и отражает ситуацию на рынке».
«Американские перевозчики на самом деле не заинтересованы в том, чтобы делать что-то большее, чем они есть на данный момент», — сказал он. «Это почти как если бы они цеплялись за частоты, которые у них есть, чтобы обеспечить свое присутствие на рынке, когда Китай вернется, и не были заблокированы китайцами, заявляющими, что свободных мест нет, — они уже делали это раньше».
CNBC обратился за комментариями к китайским авиационным чиновникам, но ответа не получил.
Борьба с China airlines
Низкий спрос также сказывается на внутренних авиалиниях Китая.
Грант сказал, что China airlines восстановится, но только в долгосрочной перспективе. — Но когда ее крупнейшая авиакомпания потеряла 4,8 миллиарда долларов США в 2022 году, а в прошлом году «всего» 420 миллионов долларов, когда все крупные международные авиакомпании-наследники были прибыльными, им предстоит пройти долгий путь».
По его словам, этой зимой китайские перевозчики будут выполнять 82% всех рейсов между Китаем и Европой, по сравнению с 56% до пандемии. По словам Гранта, в совокупности китайские авиакомпании увеличили пропускную способность в Европе по сравнению с периодом до пандемии, хотя рынок и торговые потоки тогда были намного сильнее.
На скриншоте с веб-сайта Lufthansa, посвященном рейсам от 26 октября, видно, что все беспосадочные рейсы из Франкфурта в Пекин выполняются авиакомпанией Air China.
«Китайские перевозчики отчаянно нуждаются в наличных деньгах и хотят, чтобы все выглядело как обычно», — сказал он.
И, по словам Гранта, количество рейсов увеличивается.
«Предстоящей зимой будет открыто около 18 новых маршрутов между Китаем и Европой … все они будут осуществляться китайскими авиакомпаниями», — сказал Грант. «Это безумие — реального спроса нет».